Лента новостей 

Газовики пришли с проверкой. Нужно ли открывать им дверь? За отказ - отключат газ!

11 марта 2019, 10:17
1 1123
Газовики пришли с проверкой. Нужно ли открывать им дверь? За отказ - отключат газ!

После нашей публикации в прошлом номере о проблеме в доме №33 на ул. Карла Маркса, где из-за выявленных нарушений от газа отключили все квартиры, к нам в редакцию поступила масса звонков от взволнованных читателей. Основная суть обращений: жители готовы идти навстречу газовикам, ведь безопасность - очень важный вопрос, но где гарантия, что это не мошенники и проверку сделают как следует, а не для галочки?

Некоторые старшие по домам высказывали опасение, что после инцидента в доме №33 на ул. К. Маркса управляющие компании перестанут сообщать и будут замалчивать нарушения в системе газоснабжения. Ведь скандал с жильцами никому не выгоден. Но если собственник не желает выполнять требования, никто его заставить не может.

Дуализм ЖКХ

В головах у жителей путаница, да и государство определиться не может. С одной стороны, ЖКХ у нас - это социальная сфера и жизнеобеспечение населения, а с другой - бизнес и коммерческая деятельность коммунальных предприятий. Техобслуживание газового оборудования - это одновременно и требование безопасности, и платная услуга. А заставить человека платить за услугу, которую он не желает получать, работники УК или газовой службы не имеют права.

Несомненно, есть перекосы. О них на совещании регионального Координационного совета собственников первому заместителю председателя Правительства Ульяновской области Андрею ТЮРИНУ рассказали старшие по домам. С одной стороны, власть проявляет жесткость и требует от граждан обеспечить беспрепятственный доступ в свое жилье проверяющих. С другой стороны, та же власть проявляет мягкость в отношении дельцов, желающих заработать на гражданах, которые пускают к себе проверяющих. В итоге у людей в квартирах обнаруживают ненужные копеечные датчики с известного китайского сайта, которые те купили у прохиндеев за несколько тысяч рублей, потому что их убедили это сделать под страхом отравления или взрыва газа…

А когда тех прохиндеев ловят за руку, как это, например, сделали активные жители дома №8 по проезду Менделеева, приходит полиция и… отпускает всех! Нет состава преступления. Оказывается, любой может ходить по квартирам и предлагать купить у него всякий хлам под видом проверки газового оборудования. Это не наказуемо.

Что не запрещено - разрешено

Конечно, хотелось бы какой-то последовательности от государства в данном вопросе. Если есть жесткие требования о проведении проверок, должны быть и жесткие требования к тем, кто их проводит. Между тем, по словам руководителя Ульяновского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслана ХАЙРОВА, у нас в городе есть десятки фирм, которые предлагают свои услуги по проверке внутриквартирного газового оборудования. Есть примеры, когда это делается формально, на бумаге, а не в действительности.

- На мой взгляд, заказывать проверку внутриквартирного оборудования желательно у той же самой организации, которая занимается и проверкой внутридомового газового оборудования по договору с УК. Это будет логично, если одна организация будет наблюдать и отвечать за всю систему газоснабжения в МКД, - заявил Андрей ТЮРИН.

Между тем, это рынок, и любой желающий предприниматель может получить лицензию и отправиться по квартирам с проверкой. Вернее, так: он может отправиться по квартирам с предложением своих услуг, а житель имеет право согласиться или отказаться, пустить или прогнать. Как правило, люди у нас дисциплинированные, тем паче напуганные новостями о взрывах бытового газа в жилых МКД. И проверяющих все-таки пускают, но тут уж как повезет. Либо вам попадется настоящий газовик, который добросовестно проведет проверку, либо - мошенник, который вас обдерет как липку, всучит ненужный приборчик и скроется.

Отказ от своей безопасности

Почему раньше вопрос с безопасностью газового оборудования МКД не стоял так остро? А дело в том, что до 2005 года плата за техобслуживание была включена в тариф на транспортировку газа и проверка была оплачена по умолчанию. Но потом, как мы помним, случилась реформа ЖКХ, и пришел рынок. Плату вычленили из тарифа, а услугу перевели на договорную основу. И затем правила игры еще несколько раз менялись…

В 2013 году Правительство РФ приняло постановление №410, согласно которому каждый собственник жилья должен заключить договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования. Но отказаться от этого уже стало нельзя, так как в случае отсутствия такого договора поставщик газа имеет право отключить абонента в одностороннем порядке.

Потом в 2016 году вступил в законную силу Федеральный закон №412, внесший изменения в КоАП, который ввел штраф за отказ от заключения договора на граждан в размере от одной до двух тысяч рублей. Каждый раз требования все ужесточаются и ужесточаются. Сейчас уже стало совсем не понятно: а зачем их тогда (в 2005 году) вообще убирали?

Поэтому как можно относиться к тому, что жильцы дома №33 по ул. Карла Маркса вместо того, чтобы сказать спасибо своей УК, которая вовремя выявила опасность, пошли жаловаться и добились, чтобы газ включили несмотря ни на что? Да потому что людей уже довели этими шараханьями! Сейчас, к слову, готовятся очередные изменения в законодательстве, с еще большим ужесточением требований. Но оплачивать их, как и прежде, будет обязан - угадайте, кто?

Мечты сбываются?

К нам в редакцию обратилась жительница дома №18 по ул. Гафурова. Она рассказала, как иногда на практике проходит проверка газовиков. Объявление повесили заранее, обещали прийти с 8.00 до 17.00. Люди ждали весь день, но по факту проверяющий пришел уже ближе к 18.00. По словам женщины, вел себя фамильярно, долго не хотел показывать удостоверение. Потом мыльным раствором смочил соединения на стояках, на общем имуществе утечек нет. А вот за проверку плиты предложил доплатить 330 рублей. Хозяйка отказалась. У нее уже был заключен договор еще в 2016 году, и женщина полагала, что проверка ее внутриквартирного оборудования уже оплачена.

Разбираться пошла в офис, на прием к директору филиала ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» Сергею КОРАБЛЕВУ. Тот принял лично, дал пояснения, которые ее, впрочем, не удовлетворили, и жительница отказалась от проведения техобслуживания газового оборудования у себя в квартире. В тот день компания потеряла одного клиента. А жительница так и не поняла, почему с нее требовали дополнительную плату.

Типичный пример отсутствия коммуникации. Между тем, если бы жителей заранее оповестили об изменениях в законодательстве, что частота и количество проверок для домов их категории теперь увеличена, а, соответственно, и стоимость договора выросла, - этих проблем можно было избежать.

По словам специалистов ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», в тот день в доме №18 по ул. Гафурова они так и не смогли попасть почти в 40% квартир. Как расценивать? Конечно, это плохо! Но кто виноват? Когда у человека есть договор, он справедливо полагает, что теперь не только он чем-то обязан, но и ему что-то должны. Прозвучит банально, но если уж пошли по такому пути и выбрали такую форму, как договор, так давайте договариваться! Общаться ультиматумами не получится. Где-то и проверяющим надо умерить пыл. Да, они пришли обеспечить безопасность в доме, но одновременно (не забываем про дуализм!) они пришли оказать услугу, заметьте, не бесплатную. Клиент заплатил свои деньги и как минимум хочет уважительного к себе отношения.

А порой представители коммунальных предприятий ЖКХ забывают или, скорее всего, не хотят признавать, что они, по сути, обслуживающий персонал, который действует по найму и заданию собственников. Отсюда конфликты. Сейчас, возможно, это мечты, что мы когда-то найдем баланс и выстроим продуктивные взаимоотношения между участниками процессов в ЖКХ. Но, говоря словами из известной рекламы, хочется все-таки верить, что они сбываются.